Четверг, 16 июля

«Valve могла бы сделать больше в условиях пандемии» — эксклюзив с n0tail о подготовке к TI10, OG и SumaiL

Капитан OG Йохан n0tail Сундштайн — один из самых узнаваемых игроков в киберспорте. За карьеру датчанин выиграл почти $7 млн и вышел на первую строчку в мире по заработанным призовым, но, несмотря на это, остался таким же открытым и общительным, как и в первые дни карьеры. Двукратный чемпион турниров серии The International рассказал нам о неиссякаемой любви к Dota 2, о планах на жизнь после завершения карьеры и о задаче, которая стоит перед ним и его командой сейчас.

— Привет, Йохан! Рад тебя снова видеть. Как тебе живется в условиях пандемии?

— Привет! Если честно, мне не на что жаловаться. Смотрю на хорошую погоду за окном, вкусно питаюсь — что еще нужно для счастья? В какой-то момент я чувствовал, что потихоньку начинаю сходить с ума в изоляции, но затем стал больше времени уделять разным полезным привычкам, начал активнее общаться с людьми в сети. Это мне очень помогло.

— Думал о том, что сделаешь первым, когда пандемия закончится?

— Скорее всего, отправлюсь путешествовать. Когда границы откроют, я, вероятно, сорвусь в Голландию или Швецию. Может, даже съезжу в Париж. Сидя дома, я понял, как сильно мне не хватает возможности видеть какие-то новые места.

— Разве ты мало бывал в Швеции?

— На самом деле, это очень приятное место. Там живут многие мои друзья, и я чувствую себя там как дома. Думаю, это будет отличная перезагрузка после изоляции.

— И отличная возможность посмотреть на место, где должен был состояться TI10, да?

— (смеется) Да, конечно! Какой провал, а? Первый европейский The International с 2011 года — и тут такое. Обидно, черт возьми!

— Как много Dota 2 в твоей ежедневной рутине?

— Бывает по-разному. Обычно я играю пару пабов, а затем 4-5 официальных матчей или скримов. Иногда игр больше, иногда — меньше. В последнее время мы стали больше времени проводить в Dota 2.

— Насколько серьезно OG подходит сейчас к тренировочному процессу?

— Мы делаем всё, что можем, чтобы адаптироваться к сложившимся условиям. Нам совершенно точно больше подходят буткемпы и LAN-турниры. Наиболее комфортно мы себя ощущаем, когда можем общаться лицом к лицу и находиться рядом. В этом плане с полным переходом в онлайн возникли определенные трудности, с которыми я еще никогда не сталкивался. Мне это не очень нравится, я бы с радостью променял это на возможность посидеть на буткемпе. Но мы потихоньку втягиваемся, уверен, что у нас всё получится.

— Не устал ли ты от онлайн-лиг — возможно, даже не как игрок, а как зритель?

— Я счастлив, что у нас вообще есть «Дота». Рад, что по-прежнему могу играть на турнирах, причем каждый день. Но, конечно, у текущего формата есть как преимущества, так и недостатки. Из плюсов: мы регулярно можем играть с Team Liquid, Team Secret. Из-за этого становится больше принципиальных противостояний, за которыми интересно следить. Так что такое количество матчей — это неплохо.

Но я согласен, что существует риск перенасыщения сцены одинаковыми матчами. И это плохо. Впрочем, до сих пор я не видел серьезных жалоб. Стримы по-прежнему привлекают кучу народа, а уж с новым Battle Pass… Ух! В общем, пока я могу сказать: чем больше «Доты», тем лучше!

— Раз уж ты сам его упомянул, что тебе больше всего понравилось в новом пропуске?

— Пожалуй, реплика Moo для войсчата. Да вообще любые из этих реплик — по ним все очень скучали. На данный момент я больше всего люблю эту, но со временем могу найти нового фаворита — я очень рад, что в этом году появилось много новых реплик. Ну и, конечно, рад возможности снова «типать» людей.

— Как думаешь, удастся ли побить рекорд прошлого TI по размеру призовых?

— Ну, сейчас мы идем в неплохом темпе, верно? Сам график растет лучше, чем год назад, поэтому есть причины верить в лучшее. Но ситуация сегодня в мире другая — многие потеряли работу, на мир наступает финансовый кризис… Так что дальнейший рост призового будет в первую очередь зависеть от миллионеров со всего света, а не от тех, кто еле сводит концы с концами из-за коронавируса.

Но хватит о грустном! Я думаю, на финальный результат большое влияние окажет срок действия Battle Pass. Если Valve продлит его до самого турнира, у которого пока даже нет даты, то всё будет хорошо — времени будет полно, и тогда мы снова поставим рекорд по размеру призовых в киберспорте.

— Ты доволен мерами, которые Valve приняла в условиях пандемии? Или ты бы предпочел, чтобы компания поторопилась и запустила сейчас какую-нибудь лигу с очками DPC?

— Я бы хотел увидеть более активные действия. По сути, всё, что сделала Valve, — это выпустила Battle Pass. Но я уверен, что игре требуется внимание разработчиков, даже в отрыве от профессиональной сцены. На мой взгляд, Valve пока сделала недостаточно. Плюс ей до сих пор очень не хватает нормальной PR-службы, но это давняя проблема.

Давай начистоту: я рад, что вообще могу сидеть здесь и говорить о Dota 2. Я очень ценю это и благодарю за это Valve. Но я уверен, что разработчики могли бы сделать больше в такой ситуации.

— Многие отмечали, что в текущих условиях бесконечных онлайн-лиг несколько упал общий уровень «Доты». Кто-то тестирует стратегии, кто-то вообще играет «по фану» — а какая цель у OG в этот период?

— Подготовиться к TI10. Всё просто. Мы не знаем, когда этот турнир состоится, но… TI10 и подготовка к нему — вот и всё, что имеет значение.

— Но ведь до него еще целый год?

— Да, но так происходит в каждом сезоне. TI заканчивается, ты переводишь дух и затем ставишь цель на следующий турнир этой серии. Это длинный путь — идти придется долго, но в этом и смысл. Да, по пути нужно еще и хорошо играть на соревнованиях DPC — и мы будем стараться это делать. Но в конце концов все мы играем ради одной цели — чтобы попасть на TI.

Я люблю эту игру, люблю мейджоры. Я счастлив, что могу ежедневно проводить соревновательные матчи. Но это всё не сравнится с удовольствием, которое ты получаешь, попав на чемпионат мира.

— Но ведь именно вы первыми решили пропустить часть сезона, чтобы не перегореть к началу The International. Сейчас же перед вами снова целый год до старта турнира. Как вы будете бороться с усталостью?

— Сейчас я предпочитаю просто об этом не думать. Не знаю, как скоро состоится следующий The International, но знаю, что какое-то время нам придется подождать. И поэтому я стараюсь использовать те же трюки, что и всегда: мы общаемся с тиммейтами, стараемся поддерживать друг в друге мотивацию, обсуждаем все проблемы. Если у кого-то возникнут сложности, то возможно, что остальные смогут ему помочь либо посоветовать взять небольшой отпуск, отдохнуть.

На самом деле, это серьезная тема, ты прав. Буквально на днях два игрока в CS:GO из Astralis ушли в инактив, потому что банально перегорели. И нужно понимать, что дело здесь не в том, что он больше не хочет побеждать — всё ровно наоборот. Он так сильно хочет побед, что готов пойти ради этого даже на такие жертвы. Каждый по-разному ощущает эти проблемы: кто-то готов весь год играть сутками, кто-то должен отдыхать. На данный момент я чувствую себя неплохо, хотя и немного мучаюсь из-за того, что у TI10 нет конкретной даты. Но ничего, доживем — а до тех пор я буду отдавать все силы игре.

— Ты сменил множество разных ростеров. Можно сказать, что твой текущий — сильнейший из них?

— Потенциально — да. Я в этом убежден. У нас собрались очень талантливые игроки, которые обладают даже большим опытом, чем наш предыдущий состав. И, что немаловажно, они играли в других больших клубах: EG были очень сильной командой в прошлом году, не менее сильна была Team Secret. И мы получили по одному игроку из каждого из этих составов.

Мне нравится смотреть на ситуацию так: каждый новый шаг двигает нас вперед. Каждый новый состав — это… еще более искусно выкованное оружие. Оно опаснее, оно острее.

Сейчас мы не в самой лучшей позиции, поскольку оказались в онлайне. И из-за этого я чувствую себя слабее, чем раньше. OG всегда была командой формата LAN, но мы что-нибудь придумаем. Адаптируйся или умри — так было всегда. И я уверен, что в конце концов мы всё равно окажемся на вершине.

— Можем ли мы — и должны ли вообще — сравнивать этот состав с тем, что сумел поднять два Аегиса?

— Я не люблю сравнивать сегодняшнего себя с тем Йоханом, которым был раньше. То же и с составами. Я знаю, что людям нравится это делать: прошлый состав был лучше, этот парень раньше играл по-другому… Но игроки меняются, как и масса других переменных. Сейчас я совсем не тот, кем был во время TI9. По крайней мере, мне нравится думать, что я стал лучше. По крайней мере, я очень старался.

И ту же ситуацию я проецирую на команду. Конечно, в нашей игре можно будет увидеть что-то похожее на то, что делал прошлый состав OG. Ведь мы по-прежнему здесь: и я, и Ceb, и Титуан [Sockshka], и Топиас [Topson]. Но у нас в меню очень много новинок — ресторан сменил кухню.

— Существует устоявшееся мнение, что керри не должен коллить — получается, это заблуждение?

— Пожалуй. Говорить в игре должны все. И ты легко можешь выступать на кор-позиции и всё равно оставаться капитаном. На пятой позиции это делать проще — здесь трудно поспорить. Поэтому чаще всего такие обязанности и ложатся на саппортов. Но я достаточно играл на кор-позициях и при этом всё равно постоянно коллил.

Мне кажется, что с такими мидерами и керри, которые способны оценить игру и что-то предложить, играть очень комфортно. Если ваш кор-игрок вообще не говорит, это большая проблема. Но иногда керри так увлекаются координацией команды, что начинают хуже играть — это палка о двух концах. Такое редко происходит, но я играл с такими людьми, которые руинили себе игру из-за того, что слишком много говорили.

— Пару месяцев назад ты сказал, что хочешь «достичь пика» в Dota 2. Что это за пик и как высоко он находится?

— Да, я имел в виду, что хочу довести до максимума все компоненты игры: то, как мы играем, общаемся, как контролируем атмосферу в составе и понимаем игру. Я хочу достичь пиковой формы по всем показателям. Хочу, чтобы мы научились идеально чувствовать мету. Чтобы мы научились предсказывать, как она будет развиваться. Чтобы мы могли всегда контролировать игру.

Я думаю, это будет возможно только в том случае, когда мы наиграем достаточно времени на конкретном патче, потому что на изучение и тренировки нужно время. Но я всегда считал, что в Dota 2 можно добиться большего, можно стать еще лучше. И я хочу достичь этого до того, как завершу карьеру. Я хочу иметь возможность честно сказать себе: «Черт возьми, мы лучшая команда, которая когда-либо была и даже будет в этой игре». Чтобы все прошлые, настоящие и будущие команды могли быть только «так же хороши, как OG».

— И как же этого достичь?

— Много работать. Я понимаю, как это звучит, но нужно просто много трудиться (смеется).

— Однажды я обсуждал что-то похожее с Себом, и он сказал, что Wings были лучшей командой в «Доте». По крайней мере, до OG. Можно ли сказать, что Wings подобрались к пику, о котором мы говорим?

— Они достигли такого момента в развитии, когда могли играть в настоящую, очень чистую «Доту». Они смотрели на игру без всяких дурацких фильтров, которые зачем-то вешают перед собой другие команды. Поэтому… Да, пожалуй, Wings — это та команда, на которую можно ориентироваться в этом отношении. Они играли в Dota 2 на максимально возможном уровне.

— Сможет ли твой текущий ростер достичь пика?

— Конечно. Мы пробьем потолок!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *